«КАЛУЖСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ»
Том XXIX , С. 639-643
опубликовано: 24 апреля 2017г.

«КАЛУЖСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ»

офиц. издание Калужской и Боровской епархии, один из самых старых епархиальных журналов РПЦ, начавший выходить по инициативе еп. Калужского Григория (Митькевича) с янв. 1862 г. Издавался до янв. 1907 г. 2 раза в месяц. Каждый номер состоял из офиц. и неофиц. частей (неофиц. часть до 1894 г. называлась «Прибавлениями») с раздельной пагинацией. Редакторами официальной части были подписывавшие каждый номер секретари консистории А. Р. Воронцов (1862-1871), Н. П. Бернадский (1871-1873), К. Медведский (1873-1875), С. И. Пантеровский (1876-1877), Н. Е. Томашевский (1880-1884), И. М. Лорченков (1885-1886), Н. В. Разумов (1887-1895) и Д. С. Соколов (1896-1907). Во время их отсутствия номера подписывали исполняющие должность секретаря, а также другие чиновники консистории, напр. в 1878-1880 гг. столоначальник А. Извеков; до сер. 1901 г. вместе с ними офиц. часть подписывали члены консистории кафедральные протоиереи М. Потёмкин (1862-1871), А. Колыбелин (1871-1876 и 1880-1901) и Д. Рождественский (1876-1880). Неофициальная часть в 1862-1869 гг. выходила без подписи редактора. В ходатайстве об издании К. е. в. еп. Григорий указал фамилии преподавателей семинарии М. Скворцова и Ф. И. Покровского, представивших программу издания, и калужских священников И. Любимова и И. Извекова, изъявивших желание постоянно в нем участвовать (до 1870); они, а в 1865-1866 гг. также ректор семинарии архим. Асинкрит (Верещагин), очевидно, коллегиально редактировали неофиц. часть. Далее неофиц. часть подписывали свящ. Д. Рождественский (1870-1880), свящ. И. Любимов (1870-1890), ректор семинарии прот. Д. Г. Лужецкий (1890-1901) и инспектор А. А. Преображенский (1901-1907).

В официальном отделе печатались высочайшие манифесты и указы, «Распоряжения Святейшего Синода», «Распоряжения епархиального начальства» (в т. ч. об определениях на места священно- и церковнослужителей), «Объявления и известия» о вакансиях, о книгах, рекомендованных для церковных б-к, об открытии внебогослужебных собеседований, журналы общеепархиальных съездов, отчеты и журналы епархиального училищного совета, отчеты о деятельности братств, епархиального комитета Правосл. миссионерского об-ва и епархиальных миссионеров, разрядные списки Калужских ДС и ДУ, расписания проповедей в соборе, маршруты следования архиереев для обозрения церквей епархии, а также извлеченные из епархиальных отчетов 60-х гг. XIX в. статистические сведения о числе рождений, браков и смертей, о присоединении к Правосл. Церкви, о количестве храмов, духовенства, церковных уч-щ и др. документы. В неофиц. отделе печатались проповеди и поучения правящих архиереев и местного духовенства (И. Любимова, А. Рождественского, И. Громова, А. Воронцова, И. Февралёва, А. Троицкого, М. Воинова, И. Извекова, И. Остроглазова, В. Лоренцо и др.), оригинальные и заимствованные из др. журналов статьи на богословские, церковно-исторические, духовно-педагогические и др. темы, очерки церковного быта и духовные стихотворения. В неофиц. части могли публиковаться документы, аналогичные тем, к-рые печатались и в офиц. части (отчеты, списки членов братств, благотворительных обществ, епархиальных учреждений).

Издание материалов по церковной истории и археографии Калужского края начал иером. Леонид (Кавелин) (впосл. архим.), опубликовавший в первых номерах К. е. в. «Историческое описание калужского Лаврентиева монастыря и принадлежащей к нему Крестовской церкви» (1862. № 1. С. 1-17; № 2. С. 19-35; № 3. С. 36-50; № 4. С. 54-56; № 6. С. 84-91; № 7. С. 101-106; № 8. С. 107-124), «Древние акты монастырских архивов и церквей Калужской епархии» (1862. № 9. С. 141-146), «О церкви св. жен мироносиц г. Калуги» (1862. № 10. С. 156-165), «Историческое описание перемышльского Троицкого Лютикова монастыря» (1862. № 13. С. 202-213; № 14. С. 224-231; № 15. С. 241-249; № 16. С. 261-268; № 17. С. 276-287; № 19. С. 311-329; № 22. С. 394-407; № 23. С. 407-430), «Летопись градо-калужских церквей» (1863. № 5. С. 76-91), «Об упраздненных монастырях в пределах нынешней Калужской епархии» (1863. № 8. С. 127-131; № 9. С. 145-153; № 10. С. 167-171) и др. заметки. Среди множества публикаций последующих лет, посвященных истории епархии и ее святынь, примечательны статьи: «Материалы для истории Калужской ДС» В. Холминского (1866. № 7. С. 210-224; № 11. С. 309-325; № 15. С. 456-473; № 20. С. 606-627); «Описание некоторых древних церквей г. Калуги» И. Богданова (1866. № 19. С. 586-598; № 22. С. 670-677); «Исторические сведения о монастырях, церквах и священно-церковнослужителях Калужской епархии, потерпевших разорение во время войны 1812 г.» С. П. Архангельского (1868. № 22. С. 640-648); «Перемышльский Успенский собор» свящ. М. Успенского (1874. № 23. С. 513-517; 1875. № 3. С. 37-41; № 7. С. 128-132; № 8. С. 146-151; № 11. С. 199-202; № 12. С. 214-219; № 15. С. 276-281; № 16. С. 299-304; № 19. С. 393-398; № 20. С. 409-415); «Летопись градо-калужской Георгиевской за верхом церкви» свящ. И. Остроглазова (1891. № 13. С. 447-450; № 14. С. 471-478, № 16. С. 540-548; № 22. С. 770-778; № 23. С. 828-830; № 24. С. 859-866); «Медынская Благовещенская пустынь» А. Прозоровского (1891. № 18. С. 612-620; № 23. С. 815-821; № 24. С. 849-857); «Пафнутиев монастырь...: Путевые наблюдения и краткий историко-археологический очерк» И. Ф. Токмакова (1893. № 1. С. 16-27; № 2. С. 61-69); «Материалы для историко-статистического описания церквей и приходов Калужской епархии» Д. С. Соколова (1894. № 19. С. 539-547; 1895. № 2. С. 32-34; № 3. С. 59-64; № 15. С. 293-300; № 16. С. 338-344; № 17. С. 367-371); «Материалы для истории Калужского епархиального управления» прот. В. Будилина (1897. № 17. С. 481-485; 1898. № 6. С. 216-218; № 7. С. 247-252; № 17. С. 598-601; № 22. С. 786-790); «К истории открытия Калужской епархии» сщмч. Михаила Чельцова (1897. № 19. С. 543-553; № 20. С. 573-581); «Значение Оптиной пустыни: (Преимущественно по письмам иерархов и отзывам других лиц» Д. Д. Соколова (1898. № 2. С. 44-50; № 5. С. 168-178; № 7. С. 239-243; № 8. 282-288; № 10. С. 347-354); «К истории церкви Калужского края до учреждения самостоятельной Калужской епархии» И. Ф. Цветкова (1899. № 15. С. 385-390; № 16. С. 411-415; № 17. С. 438-443; № 18. С. 463-467; № 19. С. 499-506; № 23. С. 648-651; № 24. С. 693-699; 1900. № 1. С. 10-19; № 3. С. 82-87); «Описание калужской Ильинской церкви» диак. Д. Никольского (1900. № 11. С. 236-241; № 13. С. 277-280; № 14. С. 311-317; 1901. № 2. С. 57-65; № 4. С. 129-137); «Материалы для истории Калужской ДС» Ф. С. Соколова (1902. № 21. С. 544-549; № 22. С. 577-584; 1903. № 21. С. 569-575; № 22. С. 601-605; № 23. С. 630-635), а также анонимные статьи «Материалы для истории, археологии и статистики церквей Боровского уезда с пригороды» (1897. № 20. С. 581-589; № 21. С. 626-629; № 24. С. 750-758; 1898. № 4. С. 151-153; № 5. С. 189-192; № 6. С. 224-227; № 7. С. 260-264; № 9. С. 328-333; № 10. С. 371-372; № 11. С. 398-406; № 12. С. 434-437; № 13. С. 461-463; № 14. С. 496-502; № 15. С. 540-545; № 16. С. 583-585; № 17. С. 611-621; № 18. С. 657-661; № 19. С. 686-689; № 21. С. 752-759), «Лихвинский Покровский Добрый монастырь» (1898. № 11. С. 385-390; № 12. С. 419-425), «Материалы для истории Калужской епархии» (1899. № 10, 13-17; 1900. № 4-8, 10-17, 19, 20, 23; 1901. № 4, 8-10) и «Историческая записка о Калужском епархиальном женском училище» (1905. № 2. С. 31-36; № 3. С. 66-71; № 4. С. 110-119; № 5. С. 143-150). Большой интерес для антропонимии и генеалогии духовенства представляет составленная на местном материале заметка М. С. Извекова «Разнофамильность в духовенстве и практические неудобства от ней [!]» (1901. № 22. С. 622-630).

Среди местных агиографических материалов публиковались статьи и заметки о прп. Пафнутии Боровском (1863. № 9. С. 154-163; 1883. № 9. С. 235-243) и прп. Тихоне Калужском (1864. № 1-2; 1867. № 20-21; 1871. № 7-8, 21; 1872. № 18-19; 1874. № 2, 8-9; 1881. № 13; 1889. № 3-5, 8-9, 11; 1893. № 18-20; 1894. № 1, 5, 7, 12; 1898. № 4), «Древние подвижники благочестия Калужского края» архим. св. Никодима (Кононова) (1906. № 6/7. С. 213-218), заметки, некрологи и воспоминания об оптинских старцах. Значительный интерес для истории епархии представляют также статьи, воспоминания, некрологи, посвященные калужским иерархам: Евлампию (Введенскому) (1896. № 5/6. С. 168-174; 1897. № 24. С. 741-745; 1898. № 4. С. 138-145; № 6. С. 203-209; № 8. С. 273-282; № 9. С. 314-321), Филарету (Амфитеатрову) (1884. № 4, 7/8-11, 14, 17-19; 1885. № 4, 18-21; 1886. № 5, 7/8, 12, 13/14), Григорию (Митькевичу) (1881. № 8; 1883. № 1, 3-5; 1897. № 1, 3, 6-7/8; 1906. № 8-10, 12), Александру (Светлакову) (1894. № 3. С. 79-82; 1895. № 19. С. 409-423; № 20. С. 441-448), Анатолию (Станкевичу) (1903. № 3. С. 53-59) и др.

Вслед за заметкой свящ. Извекова «Сведения о скопцах в Тарусском и Калужском уездах в конце прошлого и начале нынешнего столетия» (1862. № 5. С. 63-76) появились др. публикации о местных сектантах: «Калужской губернии скопцы, их вероучение и нравоучение» А. Доброгорского (1871. № 2. С. 39-47; № 13. С. 300-306; № 17. С. 395-399; 1872. № 1. С. 8-13; № 2. С. 32-34), «Очерк хлыстовщины в пределах Тарусского у.» прот. Д. Соколова (1896. № 11. С. 320-327; № 12. С. 344-354; № 14. С. 411-421; № 16. С. 491-508; № 17. С. 520-523; № 19. С. 588-593; № 20. С. 625-627; 1897. № 1. С. 20-24; № 2. С. 56-59; № 4. С. 123-126; № 5. С. 155-159; № 6. С. 191-195; № 7/8. С. 227-235; № 9. С. 267-270; № 10. С. 292-296; № 11. С. 326-331), «Краткий исторический очерк развития и современного состояния расколо-сектантства в Калужской епархии в связи с условиями епархиальной миссии» И. Ф. Тихомирова (1902. № 12. С. 291-303; № 13. С. 315-330). Наряду с многочисленными полемическими материалами по расколу печатались и исторические статьи по истории местного старообрядчества, напр.: «О состоянии раскола в Калуге в кон. XVII и нач. XVIII столетия» Д. Г. Лужецкого (1872. № 19. С. 481-485; № 20. С. 511-515); «Протопоп Аввакум в Боровском Пафнутиевом монастыре» С. М. Маркова (1882. № 23. С. 675-684; № 24. С. 701-709); «К характеристике Боровского раскола» (1896. № 18. С. 553-563), «О раскольнических часовнях в Калужской губернии за первую четверть 19-го столетия» (1899. № 2. С. 58-64; № 5. С. 147-151; № 7/8. С. 209-214; № 10. С. 264-271; № 12. С. 319-328), «Исторический очерк появления и распространения раскола старообрядства в пределах нынешней Калужской епархии до ее открытия в 1799 г.» (1900. № 10. С. 216-221; № 11. С. 229-235; № 12. С. 261-270) М. П. Чельцова.

Церковно-исторических статей на темы, выходящие за пределы истории Калужской епархии, немного, но нек-рые из них представляют непреходящий интерес: «Очерки истории духовного просвещения в России» Д. Г. Лужецкого (1879. № 16. С. 289-293; № 18. С. 337-341; 1880. № 9. С. 189-195; № 10. С. 215-219; № 12. С. 258-265); «Соловецкий мятеж: (Очерк из истории раскола)» П. Г. Воскресенского (1888. № 22. С. 417-423; № 23. С. 435-445; № 24. С. 467-476; 1889. № 2. С. 17-22; № 3. С. 37-43; № 5. С. 98-103; № 9. С. 171; № 12. С. 201-211; № 22. С. 453-460; № 23. С. 487-498; № 24. С. 516-529); «Краткий исторический очерк австрийского раскольнического священства» С. М. Маркова (1885. № 5/6. С. 152-160; № 7. С. 187-197; № 8. С. 231-234; № 9. С. 250-257; № 10. С. 275-286; № 11. С. 302-319; № 13/14. С. 347-359; № 15. С. 375-384; № 16. С. 393-404; № 17. С. 425-440; № 18. С. 459-466; № 19. С. 493-498); «Материалы для истории просвещения духовенства за XVIII в.» прот. В. Будилина (1899. № 3. С. 97-102; № 9. С. 248-253); «Грузинская Церковь под управлением Высокопреосв. Феофилакта [Русанова]» (автор скрыт под криптонимом «С. Н. Р.») (1901. № 11. С. 272-286; № 12. С. 298-313; № 13. С. 323-347; № 14. С. 360-376; № 15. С. 387-409; № 16. С. 424-439; № 17. С. 461-472; № 18. С. 492-502; № 21. С. 592-598; № 22. С. 642-648; № 23. С. 668-670; № 24. С. 698-701).

Среди статей по богословию, церковному искусству и каноническому праву примечательны: «Краткий исторический очерк богослужебного пения, по преимуществу в древнехристианской Церкви (I-VIII вв.)» Ф. Рождественского (1879. № 1. С. 10-12; № 2. С. 26-31; № 10. С. 165-168; № 11. С. 181-185; № 12. С. 203-207); «О лицах, которым принадлежало в древней христианской Церкви право суда и наказания» (1880. № 20. С. 467-469; № 23. С. 511-515; № 24. С. 536-541) и «Об анафеме как церковном наказании» (1882. № 18. С. 502-512; № 20. С. 585-591; № 21. С. 618-622; № 22. С. 645-650; 1883. № 6. С. 163-172) И. М. Милованова; «Учение о пастырстве в посланиях и поучениях древнерусских митрополитов и епископов XIII-XV вв.» М. Добронравова (1887. № 3. С. 51-56; № 6. С. 93-100; № 15. С. 302-308; № 24. С. 455-465); «Какие догматические вопросы разрешались в русской литературе в последние пять лет» А. Яхонтова (1892. № 4. С. 131-136; № 5. С. 159-165; № 6. С. 197-202; № 9. С. 307-313; № 10. С. 335-343; № 21. С. 665-677; № 22. С. 695-704; № 23. С. 727-737; 1893. № 1. С. 7-16); «Взгляд на Декартовы доказательства бытия Божия» М. С. Извекова (1896. № 23. С. 731-737; № 24. С. 763-769); «Сравнение кончины св. первомученика архидиак. Стефана с кончиной Сократа» прот. А. Меньшова (1899. № 1. С. 7-14; № 5. С. 156-160; № 7/8. С. 196-205; № 9. С. 242-247); «Краткие очерки русской аскетической литературы синодального периода» архим. Никодима (Кононова) (1905. № 12. С. 368-384; № 13. С. 395-404; № 14. С. 436-448; № 15. С. 485-498; № 16. С. 514-529; № 17. С. 553-567; № 18. С. 591-611). Сравнительно немногочисленны публикации по этнографии и фольклору, но большинство из них интересны тем, что написаны на местном материале (см., напр.: «Русская масленица в ее христианском, историческом и бытовом виде и смысле» свящ. Н. Молочковского (1893. № 2. С. 47-61)).

Непременной принадлежностью К. е. в. на протяжении мн. лет была духовная поэзия, причем почти все стихи принадлежали перу местного духовенства, особенно много напечатал их в годы своего управления епархией еп. Макарий (Троицкий), нек-рые из его произведений носят эпический характер, напр. «Песнь в честь Калужских архипастырей, отошедших в вечность» (1899. № 21. С. 573-579). В приложении к К. е. в. были напечатаны списки принятых в призрение Калужским духовным попечительством (1875), «Программы учебных предметов для церковно-приходских школ» (1886), «Сборник исторических материалов для составления летописей по Калужской епархии» И. Ф. Токмакова (1889), «Устав Калужского церковного братства св. апостола Иоанна Богослова» (1892), 2 тома «Калужской старины» (1901-1902), др. брошюры и листки.

В нач. 1906 г. «нарочито составленная комиссия» под председательством главного редактора выработала проект нового епархиального журнала, одобренный съездом духовенства епархии. В янв. 1907 г. указом Синода издание К. е. в. было прекращено и начато издание «Калужского церковно-общественного вестника» (КЦОВ), к-рый должен был выходить чаще (по проекту еженедельно) и быть большего формата. Программа журнала предусматривала 6 разделов: «1. Руководящие статьи по современным церковным и общественным вопросам. 2. Научный отдел: статьи богословского, церковно-исторического и педагогического содержания, по старообрядчеству и сектантству. 3. Хроника общей и местной епархиальной церковной и общественной жизни; сообщения о пастырских собраниях, советах и попечительствах. Некрологи. 4. Литературный отдел. 5. Из периодической печати и библиографический отдел. 6. Официальные известия по епархии» (От редакции // КЦОВ. 1907. № 1. С. 1). КЦОВ, по форме и содержанию приближенный к газете, издавался духовной консисторией 3 раза в месяц, с февр. 1907 по март 1918 г. (в 1918 2 раза в месяц, вышло 5 номеров), с отдельной пагинацией каждого номера (от 8 до 24 страниц), без разделения на офиц. и неофиц. части. Ответственными редакторами были прот. Д. Некрасов (1907-1916) и преподаватель семинарии В. Н. Никитский (1916-1917), с окт. 1917 по март 1918 г. исполнял должность редактора преподаватель семинарии И. И. Архангельский; помощниками редактора были М. В. Покровский (1907-1915), свящ. (прот.) А. Кудрявцев (1907-1915), единоверческий свящ. И. Виноградов (1915-1917).

Практически все характерные для прежнего офиц. отдела К. е. в. материалы помещались в последнем разделе КЦОВ, за исключением печатавшихся, как и ранее, с 1-й страницы высочайших манифестов и рескриптов, воззваний Временного правительства, нек-рых определений Синода и обращений архиерея. Для статей и заметок вестника еще в большей мере, чем для К. е. в., характерна анонимность или подписи криптонимами и псевдонимами. Хотя доля околоцерковной публицистики (напр., анонимная статья «Можно ли в прошлом истории Русской Церкви найти основание на право участия нашего духовенства в Государственной Думе?» (1913. № 5. С. 1-3; № 6. С. 1-4; № 7. С. 3-5; № 8. С. 1-3; № 9. С. 1-4; № 10. С. 1-4)) и заметок практического характера, выходящих за рамки богослужебных и душепопечительских запросов (напр., «Опасна ли Земле встреча с кометой Галлея?» А. Киселёва (1910. № 12/13. С. 6-11)), в журнале увеличилась, за 11 лет было напечатано немало оригинальных церковно-исторических и богословских статей. Постоянным автором, писавшим на самые разные темы, оставался М. С. Извеков (см.: Памяти преподавателя Калужской ДС М. С. Извекова // 1910. № 14. С. 5-8; № 15. С. 5-8), к-рому принадлежат, в частности, статьи: «Предстоящий чрезвычайный Собор Русской Церкви» (1907. № 14. С. 1-4), «Взгляд историка С. М. Соловьева на положение современного ему духовенства» (1907. № 15. С. 1-4), «К вопросу о реформе церковного богослужения» (1907. № 18. С. 1-4; № 19. С. 1-4), «Награды духовенству и тенденции к их отмене» (1907. № 21. С. 1-3; № 22. С. 1-4), «Преосвященный Феофилакт [Русанов], первый епископ Калужский, как руководящий деятель духовного просвещения» (1908. № 28. С. 3-5; № 29. С. 2-4; № 30. С. 3-4), «Адвентизм, его происхождение и обличение» (1909. № 4. С. 1-4; № 5. С. 1-2; № 6. С. 1-3; № 7. С. 1-2; № 9. С. 1-5), «Свт. Димитрий Ростовский как автор драматических духовных произведений» (1909. № 33. С. 2-4; № 34. С. 2-4), «Жития св. угодников Божиих, их составители и собиратели» (1909. № 34. С. 1-2; № 35. С. 1-3; № 36. С. 1-4; 1910. № 2. С. 1-3; № 3. С. 1-2)). Др. плодовитым автором был калужский краевед Д. И. Малинин, к-рому принадлежат статьи, подписанные «Д.-ин» или «М. Л. Н-н» (возможно, часть статей не атрибутирована): «Калуга и Калужский край в 1611-1612 гг.» (1913. № 15. С. 5-7; № 16. С. 4-6; № 17. С. 7-8; № 18. С. 11-12; № 19. С. 4-6; № 20. С. 6-8; № 21. С. 4-5), «Лжедмитрий II в Калуге» (1913. № 32. С. 6-8; № 33. С. 6-11; № 34. С. 4-7; № 35. С. 3-8; № 36. С. 6-8; 1914. № 1. С. 11-13; № 2. С. 9-13; № 3. С. 9-13), «Патриарх Макарий Антиохийский в Калуге в половине XVII в.» (1915. № 27. С. 4-7; № 31. С. 12-14; № 33. С. 9-11; № 34. С. 9-11; № 35. С. 7-9; № 36. С. 7-9; 1916. № 1. С. 8-9), «Архимандрит Леонид Кавелин и его труды по истории Калужского края» (1916. № 32/33. С. 4-7; № 34/35. С. 4-6; № 36. С. 3-4; 1917. № 1. С. 2-5; № 2. С. 2-5; № 3. С. 4-6), «Калужский край в трудах профессора Д. И. Зеленина» (1917. № 10/11. С. 7-11), «Отделение Церкви от государства во Франции» (1917. № 13. С. 5-8), «Градо-калужская Преображенская, Казанская тож, церковь» (1917. № 27. С. 6-9; № 28. С. 3-6; № 29/30. С. 6-9; № 31. С. 3-6; № 32/33. С. 6-7; № 34. С. 4-5; № 35/36. С. 6-8). В № 16-23 за 1917 г. Малинин вел рубрику «Отклики на современные темы», в к-рой дал характеристику политическим партиям, поставив социал-демократов на 1-е место (№ 18. С. 4-6). Среди публикаций др. авторов примечательны статьи «Этические воззрения Нитцше [!]» (1907. № 21. С. 3-5; № 22. С. 4-6; № 23. С. 3-5; № 24. С. 4-6; № 25. С. 5-7; № 26. С. 4-6; № 27. С. 6-8) и «Владимир Соловьев как философ и моралист» (1908. № 22. С. 3-4; № 24. С. 3-7; № 25. С. 5-6; № 26. С. 2-4; № 27. С. 2-4) преподавателя семинарии А. А. Каэласа; «Старые славянофилы и их церковно-общественные идеалы» Г. Соколова (1909. № 10/11. С. 1-3; № 12. С. 1-3; № 13. С. 1-3; № 14. С. 1-4; № 15. С. 1-3; № 16. С. 1-3); «Краткий очерк истории русской церковной архитектуры в связи с изучением памятников церковной архитектуры в Калужской епархии» (1910. № 18. С. 5-6; № 19. С. 2-5; № 20. С. 3-5) и «Значение митрополита Макария в истории житий святых» (1910. № 21. С. 1-3; № 22. С. 1-4) И. Беляева; «Сектантство в Калужской епархии» (1912. № 4. С. 3-7; № 5. С. 8-11), «Мистическое сектантство» (1912. № 10/11. С. 9-11; № 12. С. 7-10; № 13. С. 4-6; № 14. С. 4-6) и «Раскол-старообрядчество в Калужской губернии» (1912. № 17. С. 12-14; № 18. С. 4-6; № 19. С. 7-9) епархиального миссионера свящ. Иоанна Жарова; «Суждения Л. Н. Толстого о существе религии и их оценка» (1912. № 32. С. 1-4; № 33. С. 1-4; № 35. С. 1-3; № 36. С. 1-3) и «Вопрос о снятии священного сана в Русской Церкви в период синодальный» (1913. № 30. С. 1-3; № 31. С. 1-3; № 32. С. 1-4; № 33. С. 1-3) В. С. Одигитриевского; «Иконописание в России» И. Безсонова (1914. № 16. С. 4-6; № 17. С. 5-7; № 18. С. 3-5; № 19. С. 4-5; № 20. С. 4-7; № 21. С. 4-6; № 23. С. 4-6; № 24. С. 4-6; № 25. С. 4-6; № 26. С. 4-5; № 27. С. 4-5; № 28. С. 3-6; № 29. С. 3-5); «Опыты астрономических объяснений ветхозаветных повествований» Д. Михайлова (1914. № 25. С. 2-4; № 26. С. 1-4; № 27. С. 2-4); «Православный взгляд на художественную сторону в иконе» Г. Никольского (1917. № 4. С. 2-4; № 5. С. 2-3; № 7. С. 4-6; № 8/9. С. 3-5). Среди анонимных статей примечательно обширное исследование «Русское монашество 19 в. в лице выдающихся его подвижников - старцев» (1915. № 8-18, 28-36; 1916. № 1-23, 36).

После событий февр. 1917 г. журнал печатал публицистику, полную революционной риторики, напр.: «Сословность духовенства и свободная Церковь» свящ. св. Феодора Алексинского (1917. № 18. С. 1-3; № 19. С. 1-3; перепечатано из «Московского церковного голоса»); «Церковная соборность и государственная демократичность» А. Беляева (1917. № 20. С. 1-2); анонимные статьи «Современное положение духовенства Православной Церкви» (1917. № 27. С. 1-6), «Библия и вопросы современности» (1917. № 29/30. С. 1-6; № 31. С. 1-3; № 32/33. С. 1-3; № 34. С. 1-4; 1918. № 1. С. 2-4; № 2. С. 1-2). Ценным историческим источником являются заметки «Со Всероссийского Церковного Собора» свящ. Василия Беляева (1917. № 24/25. С. 7-8; № 26. С. 6-8; № 31. С. 6-8; № 32/33. С. 7-10; № 35/36. С. 8-11; 1918. № 2. С. 2-4; № 4. С. 2-4; № 5. С. 1-3), хроника событий церковной и общественной жизни и отклики на них (напр.: «Христос, Церковь и народ: (По поводу декрета об отделении Церкви от государства)» (1918. № 4. С. 1-2)). В приложении к № 15 и 18 КЦОВ за 1917 г. отдельными брошюрами напечатаны «Деяния» Калужских чрезвычайных епархиальных собраний представителей клира и мирян. В № 3 за 1918 г. напечатано Воззвание Святейшего патриарха Тихона от 19 янв. (1 февр.) с анафематствованием творящих беззакония и гонителей веры и Церкви.

В июле-авг. 1920 г. в Калуге выходила газ. «Церковь и жизнь», в 1925 г. обновленческое епархиальное управление издавало ж. «По стопам Христа» (отв. ред. «архиеп.» Геронтий (Шевлягин)). С 1991 г. выходит издание Калужской епархии РПЦ «Православный христианин», с нач. XXI в. издаются молодежная газ. «Вера молодых», газ. «Наша вера» и «Богословско-исторический сборник» Калужской ДС.

Лит.: Зарецкий И. Д., свящ. Сист.-предметный указатель к офиц. части Калужских ЕВ за время издания их с 1862 г. по 1894 г. Калуга, 1895; он же. Сист.-предметный указатель к неофиц. части Калужских ЕВ за время издания их с 1862 г. по 1898 г. включительно. Калуга, 1899; Рункевич С. Г. Калужские ЕВ // ПБЭ. 1907. Т. 8. Стб. 126-135; Андреев. Христианская периодика. № 296, 297.
Прот. Александр Троицкий
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
  • БОРОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Калужской епархии
  • ВИТАЛИЙ (Иосифов Василий Александрович; 1832 - 1892), еп. Калужский и Боровский
  • ГЕОРГИЙ (Грязнов Александр Иванович; 26.01.1934 — 1.04.2011), архиеп. Людиновский, вик. Калужской епархии
  • ГРИГОРИЙ (Митькевич Николай Васильевич; 1807 - 1881), архиеп. Калужский и Боровский
  • «ГРОДНЕНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, учрежденный указом Святейшего Синода от 2 дек. 1900 г.